Советы психолога
Советы психологов родителям третьеклассников.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника Многие
учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают
действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к
познанию. Это во многом связано с
теми значительными изменениями, которые происходят в общем
интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические
исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит
скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения
происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более
интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление,
оперирующее понятиями. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так
писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом
возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять
своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью,
мышлением. Эти изменения в
интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно
использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями
психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную
помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию
значительных потенциальных возможностей детей этого возраста. Развитие внимания.
Хорошо развитые свойства внимания, и его организованность являются
факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем
школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие
показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что
различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность
обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой
ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского
языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с
устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства
внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным
предметам. Сложность, однако, состоит
в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой
степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в
2 раза увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то
же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и
устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.
Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и
упражнений, направленных на развитие внимания разнообразные варианты:
корректурные задания, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое
другое. Развитие памяти.
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников –
многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако
при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя
оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать
потребность в качественно иных способах работы.
Основой логической памяти является использование мыслительных
процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана
на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н.
Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием
мысли, а не одной памятью». В
качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:
выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические
приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства
запоминания. Есть и такие дети,
которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают
выученное. Обычно на второй–третий день они уже плохо воспроизводят
выученный материал. У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание
учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приемам
рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с
переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка
учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Развитие мышления.
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве
опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально
сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для
запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией
как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию
их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить
обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков
предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации,
умению давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать
их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп
мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует
забывать и о качественном своеобразии мышления в младшем школьном
возрасте. Несмотря на интенсивное
развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно
до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному.
Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с
не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и
уделять внимание развитию детского воображения. Как помочь ребенку стать читателем Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Д. Дидро
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение
к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих
полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с
книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по
принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое
беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения.
Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить
препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае
следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения.
Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для
закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для
этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка
чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают:
для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное
состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый
ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку
взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни
было, в том числе и чтению. Между
тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо,
однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители
нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к
книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в
результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо.
Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при
этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать?
Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с
книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?
Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области
детской литературы? Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным
отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского
психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них. · Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. · Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п. · Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. · Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.) · На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок). · Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.). · В доме должна быть детская библиотечка. ·
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать
об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях). · Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. · По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор. · Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им. · Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе. · Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают. ·
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже
гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что
им нравится. ·
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у
них появляется ощущение законченности и удовлетворения. · Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть. |